1. без Библии 2. с Библией |
Урок 11. Из сердца |
|
Комментарий для учителейЦель учителя1. Показать, что через веру в Иисуса наши мысли и слова могут быть благословением для других. 2. Обосновать мысль о том, что слова могут быть спасительными и губительными. 3. Помочь участникам урока понять, что наши мысли отражают то, чем занят наш разум. План урокаI. В словах заключена огромная сила! (
Откр. 12:10). II. Грустная история (
Быт. 3:4). III. Помышляйте о добром (
Флп. 4:8). КомментарийИз сердцаКогда мы изучаем концепцию прощения и его роль в нашей жизни, очевидной становится сила, которой обладают слова. Слова могут ранить или исцелить. Незаметные, как воздух вокруг нас, и такие же невесомые, они могут стать самым могучим орудием совершения добра или зла. Не случайно слова имеют огромное значение в наших взаимоотношениях друг с другом и с Богом. «Весь ход жизни отдельного человека или всей церкви часто изменяется в одночасье под воздействием гнева и необдуманных слов... Язык, разрушающий гармонию, мир и дружеские отношения между людьми, управляется волей человека, который попал под влияние дьявола» («Библейский комментарий АСД», т. 7, с. 526). Злонамеренные слова исходят из сердца, которое не бьется в унисон с Божьей волей. Неправедные слова являются признаком внутренней неправедности. «Ибо от избытка сердца говорят уста» ( Мф. 12:34). Сквернословие, непристойные шутки, анекдоты и песни, даже пустые и бессодержательные разговоры не должны иметь места в христианской жизни. Все это является верным признаком человека, невозрожденного духом» («Библейский комментарий АСД», т. 6, с. 1028). Если наш язык не служит Богу, значит, им управляет дьявол. Е. Уайт отмечает, что «нам особенно следует остерегаться того, чтобы наш язык не был посвящен дьяволу. Язык, который дал нам Бог, должен служить для славословия Богу. В противном случае мы будем лишь помехой в продвижении Божьего дела в этом мире, и суды Божьи неизбежно падут на нас» («Библейский комментарий АСД», т. 5, с. 1093). Е. Уайт призывает нас «содержать язык в святости перед Богом. Воздерживайтесь от любых слов, которые могут опорочить репутацию собеседника, ибо, увлекаясь критическими замечаниями, вы точно так же порочите Божье имя, как если бы вы употребляли ругательные слова» (там же, с. 1093). Было бы разумно с нашей стороны время от времени перечитывать эту цитату. Насколько легко запоминается неприемлемость употребления в своей речи непристойных слов, настолько же легко забывается, что ругательства — это далеко не единственное, чем можно опорочить Божье имя! Ложь — это еще один губительный для души грех, в котором участвует наш язык. Когда мы лжем, мы выступаем на стороне дьявола, потому что он является отцом лжи (см. Быт. 3:1—5). «Истина и дьявол не имеют между собой ничего общего... Его природе свойственно лгать... За свой обман дьявол был изгнан с неба и больше никогда не вернется туда — ни он, ни его дети» (там же, с. 992). Несомненно, употребление языка во зло подлежит самому строгому наказанию. «Обман сам по себе разлагает душу лжеца, часто нанося ему больший урон, чем обманутому... Ложь ведет к нарушению единства между братьями; обман настраивает одного члена церкви против другого» (там же,т. 6,с. 1027). К счастью, проблема языка разрешима. «Язык укротить довольно трудно. Тем не менее, если мы согласимся подчинить свою волю Господу, Он придет на помощь. Но прежде чем укрощать язык, нужно научиться управлять своими мыслями... а для этого необходимо открыть свое сердце для Божьего влияния» (там же, т. 7, с. 527). «Господь готов предоставить нам помощь и научить, как обуздывать свой язык» (Примечания Е. Уайт. «Библейский комментарий АСД», т. 7, с. 936). Мы должны проявлять чрезвычайную разборчивость в том. чем мы питаем свой ум, потому что «сознание является центральной управляющей инстанцией разумного существа... Мысли человека трансформируются затем в его действия (ср. Притч. 23:7). Разум злонамеренного человека неизбежно порождает такие же дела» (с. 194). «Каждый, кто желает стать гражданином Божьего Царства, будет стремиться к тому, чтобы воспитать в себе характер, подобный Божьему... Ни одна возвышенная мысль не появляется в нас без Его участия... Облагороженный, очищенный, помышляющий о небесном разум является универсальным инструментом созидания Божьего Царства. Извращенный ум имеет прямо противоположную направленность — искажение человеческих способностей, данных ему для того, чтобы приумножать их в усердном труде ради добра» (Примечания Е. Уайт. «Библейский комментарий АСД», т. 6, с. 1105). От нас самих зависит, будет ли наш разум занят возвышенными мыслями, которые воплотятся затем в дела христианской любви; или же он будет оперировать исключительно земными понятиями и представлениями, неизбежно выливающимися в дела тьмы на радость дьяволу и его ангелам. Е. Уайт напоминает нам, что «дьявол не имеет доступа к разуму человека и не может влиять на него, пока сам человек не позволит ему этого» (с. 1105). И можете быть уверены, что тогда он будет «распоряжаться вашим разумом в угодных ему целях» (с. 1105). «Если мы намерены жить праведной жизнью, нам нужно иметь праведные мысли. Для воспитания христианского характера требуется правильное направление мыслей» (т.7, с. 177). Тексты для исследования: Мф. 12:30—37; Ин. 3:1—8; 2 Кор. 5:16—21; Еф. 2:19—22; 4:25—32; Флп. 4:8, 9; Иак. 3:2—131. Слова Иисуса: «должно вам родиться свыше» ( Ин. 3:7) привели Никодима в полное замешательство. Но Иисус говорил о духовном возрождении и совершенно новых взаимоотношениях с Богом и людьми. Попросите участников вашего класса рассказать о том, как новые отношения со Христом кардинально изменили их взаимоотношения с другими людьми. Будьте готовы поделиться собственным опытом. 2. Прочитайте Еф. 2:1—10. Определите: (1) средства, используемые Богом для того, чтобы помочь нам избавиться от прежнего образа жизни; (2) зло, от которого Бог избавил нас; (3) положительные стороны той полноценной жизни, которую Бог приготовил Своим верным. 3. «Если вы не можете сказать ничего хорошего о другом человеке, лучше не говорите вообще ничего». Следуя этому наставлению (хотя его и нет в Библии), мы удержимся от сплетен и безжалостной критики других и прибережем свой язык для славословия Богу, проповеди Благой вести и пришествия Иисуса Христа. Какими библейскими текстами можно подтвердить разумность приведенного выше наставления? Не кажется ли вам несколько странным, что вслед за наставлением, которое мы находим в Флп. 4:8, относительно того, над чем следует размышлять христианину, апостол Павел тут же рекомендует: «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, го исполняйте» (ст. 9). Как вы думаете, в самом ли деле Павел считал себя примером для подражания в христианской жизни? Можно ли и должно ли нам советовать другим верующим брать пример с нас? Кому из верующих подражали вы в прошлом? Можем ли мы чему-нибудь научиться на плохих примерах? Личное благовествованиеУ Линн в ушах все еще продолжали звучать колкие замечания, только что услышанные от пожилой сестры, которая годилась ей в матери и которую она считала своей наставницей в вере. «И знай, что у тебя ничего не получится», — закончила она свой монолог. Эти слова, словно нож, вонзились ей в сердце. Линн никак не могла взять в толк, зачем было сестре, занимающей одну из руководящих должностей в церкви, говорить такие обидные слова ей, совсем еще молодой девушке. Хотя Линн часто вела себя, как упрямый подросток, который во что бы то ни стало хочет все сделать по-своему, она все же ожидала услышать от взрослого, тем более верующего человека совсем другое, скорее нечто ободряющее. Тем не менее то, что услышала Линн в тот день, хотя и прозвучало для нее крайне жестко, стало поворотным пунктом в ее жизни. С этого дня она решила, что обязательно добьется чего-то значительного в своей жизни. И она добилась: двадцать лет спустя Линн стала самым популярным врачом в их городе. Хотя история Линн имеет счастливый конец, многие другие подобные истории заканчиваются отнюдь не так благополучно. У многих людей на всю жизнь в душе остается незаживающая рана от колких замечаний, ложных обвинений, распространяемых кем-то сплетен и наветов. В противоположность этому многие люди пришли ко Христу благодаря вовремя сказанному доброму слову: слову ободрения, любви и сочувствия. Библия учит, что «от избытка сердца говорят уста» ( Мф. 12:34). Когда сердце (разум) заполнено завистью, ложью, сплетнями, всевозможными кознями против других и тому подобным, это же будет и в устах человека. Народ Божий призван говорить слова жизни, возвышающие человека, указывающие ему дорогу к небу. От теории к практикеВсем классом выберите и спойте воодушевляющий гимн о спасении в Иисусе Христе. Вопросы для размышления1. Какова роль доверия в жизни верующего? Христос абсолютно уверен в том, что с помощью Его Духа вы сможете своей жизнью явить людям любовь Небесного Отца и принести достойный плод Святого Духа. Доверители вы Ему управлять всеми побуждениями вашего сердца? 2. Маринованные огурцы бывают сладкими и острыми. Вся разница заключается во вкусе маринада, которым пропитываются огурцы в процессе консервирования. Чем питается ваше сердце? Каким образом сердце может сделаться «сладким» или «острым»? Прочитайте наставление о сердце в Притч. 4. Вопросы для закрепления1. Выскажите свое мнение относительно следующей цитаты: «Как-то Д. Муди сказал, что приведение многочисленных словесных аргументов отнюдь не является самым лучшим доказательством того, что палка не ровная. Просто рядом с ней нужно положить ровную палку. Такой ровной палкой в жизни христиан является прекрасная и всепобеждающая любовь Христа! Когда мы отворачиваемся от этой ослепительной истины, нашему взору открываются мрачные тени зависти, ревности или сравнения себя с другими» (Уильям Бакус и Мари Чапиан. «Скажи себе правду», с. 31). Каким образом можно проверить духовное «здоровье» своего сердца? 2. Что изменяется в образе жизни и поступках человека, сердце которого исполнено благодарности? ЗаключениеВ Притч. 23:7 сказано: «Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он». В современном английском переводе эта мысль звучит так: «Что он думает, то он и есть на самом деле». Чтобы уподобиться Христу, мы должны постоянно размышлять о Нем: о Его жизни на земле, о том, что Он совершил ради нас на Голгофском кресте, и о Его заступническом служении на небесах сегодня. |